Курсы фотографа в Москве для начинающих
Заказать фотопортрет
Фотосъемка изображений сверхбольшого разрешения
Часто заказчик ставит задачу перед профессиональным фотографом создать изображение, по своим размерам превосходящее размеры, получаемые при помощи цифровых камер, даже самых современных. Всем известен способ решения таких задач, особенно, если объект съемки неподвижен. Это съемка в несколько кадров с последующим соединением кадров в одно изображение. Некий аналог панорамной фотосъемки. Но не всегда все так просто.
Несколько лет назад, владелец помещения в Москве заказал художнику (группе художников) расписать потолок в духе живописцев итальянского возрождения. В какую сумму это обошлось я не знаю. Но у него появилась мысль повторить этот потолок, только в другом городе. Фотографический способ был выбран как менее затратный. Суть поступившего мне задания состояла в следующем. Произвести с максимальной точностью фотосъемку изображения на потолке размером 6х13 метров, изготовить файл, с которого можно распечатать дубликат на бумаге или холсте и в дальнейшем можно наклеить на потолок.
Разбиваем задание на два этапа, первый этап непосредственно фотосъемка, второй - сборка изображения в наиболее подходящей для этого программе. Ничего особенно сложного, но на каждом этапе обнаружились свои подводные камни, которые пришлось по возможности предусмотреть заранее. Заказчик уже обращался к услугам двух профессиональных фотографов, они не смогли справиться с заданием и предоставить удовлетворяющий результат.
Задача по фотосъемке сформулирована достаточно полно. Имеется помещение размером 6х13 метров, на потолке нанесен рисунок, расстояние от пола до потолка 5 метров. Рисунок на потолке неабстрактный, есть кривые линии, а есть и прямые. Искажения геометрии, связанные с дисторсией объектива при таких размерах изображения будут слишком заметны. Для минимализации искажения картинки выбираем для съемки объектив с фокусным расстоянием 100 мм, в моем случае Canon L 2,8/100 macro usm. Объектив резкий, контрастный, но при расстоянии до потолка пять метров объектив вмещает довольно небольшую часть общего изображения в кадре, в результате для того, чтобы снять потолок полностью, пришлось сделать 168 кадров. Для облегчения перемещений при фотосъемки штатив с камерой был установлен на колеса, камера на штативе опущена максимально низко. Положение камеры (параллельность плоскости матрицы и потолка) выставлено при помощи уровня. Чтобы ровно осветить всю плоскость потолка при фотосъемке и не получить на нем никаких бликов или затемненных областей, мы застелили пол листами белой бумаги и свет от осветителей направили вниз, расставив их по всей площади помещения. Сложность возникла при перемещении штатива с камерой. Так как у нас не было, да и не могло быть никаких приспособлений для того, чтобы перемещать камеру на ровные расстояния после каждого кадра и исключения смещений вокруг своей оси, пришлось сразу смириться с мыслью, что сборка будет производиться вручную просто в Photoshop. Для удобства пользования и контроля за отснятыми кадрами фотокамеру подключили к ноутбуку, фотосъемку производили в программе Capture One, имея возможность контролировать каждый кадр непосредственно при фотосъемке и следя за тем, чтобы в кадр попадало то, что нужно и обеспечивался необходимый нахлест с предыдущими кадрами для облегчения сборки в дальнейшем. Можно было бы проявить чудеса сообразительности, расчертить на бумаге сектора, с указанием точки положения камеры при перемещении на каждый кадр, прикрепить к камере отвес для совмещения с центром сектора при каждом перемещении и т.д., но на фотосъемку был выделен всего один вечер, а потолков в результате оказалось три. Так что на данные изыски просто не хватило бы времени. Фотосъемка и так заняла около 6-ти часов. Был получен необходимый фотоматериал, над которым предстояла еще очень большая работа.
При фотосъемке одного потолка по частям получилось 168 кадров. Хоть я и старался соблюдать равномерное перемещение штатива с камерой от кадра к кадру, и максимально минимизировать при фотосъемке смещения камеры вокруг оси, но полностью этого избежать не удалось. Следующим сюрпризом стал размер получаемого кадра. Просто открытый в программе Photoshop прямоугольник белого цвета со сторонами 600 см. на 1300 см. и разрешением 300 dpi имел размер 3,4 Гб. Собирать в слоях такое изображение, картинку к картинке, при помощи Macbook Pro 13 с оперативной памятью 8 Гб оказалось просто невозможно. Разрешение снизили до 72 dpi, более чем приемлемого в наших условиях, и все равно, работа по сборке заняла довольно много времени.
Для облегчения процесса сборки разбил изображение на три части, это сразу уменьшило вес собираемого файла и позволило работать в Photoshop более свободно. Использовал подключаемый монитор 27 дюймов. Опять сюрприз, при таком количестве кадров с фотокамеры Canon 5D MarkIII размер собираемого изображения получался излишне большим, RAW с камеры для решения этой проблемы конвертировались в tiff 70%. Кадр к кадру собирался как пазл. Окончательным действием необходимо было сложить части вместе. Помимо сборки изображения, предстояла еще работа по ретуши, т.к. изображение на потолке разбивалось поперечной балкой, но это уже обычная работа, заострять внимание на которой я не стану. В результате получилось изображение 17008х36850 пикс. , что составляет эквивалент цифровой камере более 600 Мпикс.
Размер файла, качество полученного изображения и возможность его дальнейшего применения полностью совпали с представлениями заказчика.
Как сфотографировать группу людей в помещении, в которое они не помещаются
Представьте себе, что вам необходимо разместить в одном месте что-то такое, что в этом месте физически разместить нельзя, и не только разместить, но и сфотографировать. Ну обо всем по порядку.
Меня, как профессионального фотографа, пригласили для проведения фотосъемки торжественного мероприятия. Фотографирования вручения подарков, обмена приветственными речами и поздравлениями. Казалось бы чего проще? Обыкновенная репортажная фотосъемка, ну несколько обремененная присутствием важных персон и не более того. Но, по замыслу организаторов, после окончания торжественной части, перед перемещением всех приглашенных знаменитостей непосредственно на банкет, предполагалась групповая фотография в холле, на фоне символов, олицетворяющих место проведения торжественного события. На предварительной встрече, где и обсуждался вопрос о времени проведения мероприятия, важности присутствующих лиц, и т.д. стало ясно, что разместить группу с заявленным количеством участников в холле не представляется возможным. Даже если использовать размещение в два ряда, первый ряд посадить на стулья, а второй стоя за сидящими. В ширину группа не умещалась от стенки до стенки. Колонны, расположенные по центру холла, перекрывают выстроенных людей, а если разместить их перед колоннами, то расстояние от фотографа до фотографируемых не позволит уместить их в кадр ни при каком фокусном расстоянии используемого объектива.
Смена места фотосъемки, уменьшение количества фотографируемых лиц даже не обсуждались. Фотографу поставлена задача и будьте любезны выполнить.
После некоторого раздумья, промелькнула мысль использовать элементы панорамной фотосъемки при фотосъемке группы. Подобные вещи я до этого момента не делал, поэтому предстояло очень тщательно, в нюансах, продумать все технические и организационные шаги по претворению в жизнь принятого решения. Чтобы размеры людей на готовом фотоснимке не отличались друг от друга, необходимо, чтобы расстояние от фотоаппарата до каждого человека, в ряду фотографируемых, было одинаковое, т.е. предстояло разместить группу в виде полукруга с фотографом в центре. Установили штатив с камерой на панорамной головке, расставили полукругом стулья, и тщательно выровняли их при помощи привязанной к штативу мерной веревочки с узелком (как циркулем).
Перед фотосъемкой выставляем освещение равномерно по всей протяженности группы. В этом случае, при наложении кадров, границы по освещенности не будут выделяться. Я установил три галогеновые лампы с отражающими зонтами непосредственно от фотокамеры. Средняя лампа направлена по центру, левая и правая немного развернуты в соответствующие стороны. Зонты создали мягкий, обволакивающий свет без резких теней.
Так как предстояло фотографировать группу по частям, а затем собирать панораму в программе, использование панорамной головки и большого количества дублей (серий) необходимо. Фотографируем людей. Несмотря на просьбу не шевелиться, обязательно кто-нибудь начнет чесаться, двигать руками или головой. Придется при сборке брать сегмент из другой серии, соответственно нужно чтоб сегменты совпадали по границам и масштабированию. Расстояние до объектов фотосъемки невелико, деталей на переднем плане множество. Чтобы не произошло раздвоения изображения особо тщательно необходимо установить камеру. Камера должна вращаться вокруг «нодальной» точки, расположенной на оптической оси объектива. Хотя определение данной точки необходимо делать заранее, так как для разных объективов ее расположение различно, никогда не вредно проверить правильность установки непосредственно перед фотосъемкой.
Способы нахождения «нодальной» точки подробно описываются в интернете, но если кратко, то:
-
устанавливаем примерно в полутора метрах от камеры два небольших предмета на расстоянии сантиметров 50 друг от друга так, чтобы при взгляде через видоискатель камеры предметы перекрывали друг друга;
-
при повороте камеры на головке влево и вправо предметы должны оставаться перекрытыми, если в кадре появляются оба предмета, значит камера сдвинута вдоль оптической оси вперед или назад, и необходимо внести корректировки;
-
чем мельче предметы, тем более точной получается установка. Без панорамной головки такого эффекта не добиться.
При фотосъемке группы делаем не менее трех-четырех проходов (серий) от левого края группы к правому и наоборот. Панорамная головка позволяет делать одинаковое количество кадров за проход, без смещений, необходимым перехлестом кадров, с четкой фиксацией в центре группы. Это исключает вероятность, что в дальнейшем может создаться впечатление, будто фотограф стоял не по центру группы, а производил фотографирование сбоку.
Если выполнить все перечисленные мной нюансы при фотосъемке, то после сборки, группа предстает практически ровной на нереально развернутом фоне.
Фотография получается довольно необычной. Можно спорить о правильности выбранного способа решения задачи, можно предложить свой, возможно лучший способ. Однако согласитесь, представленная фотография не совсем обычна. В ней присутствует элемент неожиданности. Заказчик обязательно оценит это. Начальник департамента, отвечавший за организацию фотографирования, также принимал непосредственное участие в процессе оформления помещения, где фотосъемка происходила. Ему фотография понравилась. Понравилось, как интересно выглядит помещение, как расположили группу для фотосъемки. И я производил подобную фотосъемку еще несколько раз. Т.е. еще несколько раз получил оплачиваемый заказ.
Комментарии